Советы родителям
Материал опубликован:
Обновлён:
Изменение привычного образа жизни вызывает стресс. Чем больше будет изменений, тем больший стресс они принесут ребенку:
• сильное чувство усталости;
• головные боли;
• плаксивость;
• боли в животе;
• учащается заболеваемость;
• снижение тенденции набора веса.
Чтобы уберечь ребенка от таких последствий адаптации к школе, прежде всего необходимо выяснить, готов ли он к ней. Потому что если нет, он при всем желании не сможет адаптироваться.
Вам нужно обратить внимание на 3 вещи.
1) Здоровье. Тут вы идете в больницу, что вы наверняка делаете регулярно, проходите обследования и выясняете, есть ли отклонения по состоянию здоровья. Если нет, то следующий пункт...
2) Осознает ли ребенок свое поведение и может ли его контролировать. Проверить можно, задав вопросы:
- Чем ты занимался утром (вечером, час назад)?
- А во что ты играл?
Если ребенок отвечает, значит, он может посмотреть на себя со стороны, он осознает свое поведение. Насколько ребенок себя контролирует, вы можете проверить, попросив его что-то сделать и посмотрев, как он справляется, не бросит ли.
- И последнее: понимает ли он что значат слова, "нельзя", "можно", "надо".
3) Психологический тест Керна-Ирасека используется для определения зрелости к школе у детей 5-7 лет. Он простой, вы сможете провести его самостоятельно дома. Там три задания: нарисовать мужчину, скопировать фразу, срисовать точки. С процедурой проведения и оценки вы можете ознакомиться подробнее в интернете.
Если ваш ребенок со всем справился, скорее всего, он готов к школе.
Чтобы помочь ему легче адаптироваться к ней, можно создать для него «переходный» период», в котором изменения будут присутствовать, но в меньшем объеме.
Главные перемены, которые произойдут в жизни ребенка, - это интеллектуальная нагрузка, окружение и расписание.
Что это будут за изменения, вы решаете самостоятельно.
Рекомендую придерживаться следующих принципов:
* Для ребенка должна быть некая минимальная нагрузка, которую он будет получать каждый день: занятия, игры, интеллектуальные задачи, общение со сверстниками. Для него должна быть и максимальная нагрузка, которую получится выяснить на практике. На что он способен и как быстро устает.
* Чрезмерная нагрузка угнетает жизнедеятельность. Поэтому она должна быть оптимальной, то есть такой, при которой ситуация будет новой и у ребенка будут силы, время и навыки приспособиться.
* Когда вы видите, что ребенок хорошо справляется с задачами, которые вы перед ним ставите, делайте их сложнее. Создавайте ситуации, в которых ребенок еще не оказывался, и вместе с ним обсуждаете, что ему делать.
* Ребенок не знает, как себя нужно вести. А вы знаете. Еще вы знаете, в каких ситуациях он может оказаться, поэтому можете дать инструкции, что ему делать. Проиграйте с ним эти инструкции, для лучшего запоминания.
* Если вы поменяли график, ввели занятия, увеличили социальную активность и увидели, что ребенок справляется, старайтесь это сохранить. Если вернетесь к старому образу жизни, это будет дополнительный стресс для ребенка. Если изменения введены, они должны сохраняться.
* Старайтесь не забывать, что ребенок - это не взрослый. Если вы что-то предпринимаете и это не приводит вас к результату, это может значить,что он не готов к таким переменам. Не нужно на него давить, ему нужно дать больше времени.